С какого возраста можно начинать занятия шахматами
Это психология

Очень часто родители задаются вопросом о том, с какого возраста хорошо было бы начинать занятия шахматами. Игра обладает огромным развивающим потенциалом, но в основном включает в себя стратегические и логические операции и поэтому вопрос о том, стоит ли начинать занятия до школы.

В советские годы традиционно шахматами начинали заниматься в 8-10 лет. Однако современные педагоги, тренеры по шахматами единогласно утверждают, что занятия шахматами можно и нужно начинать гораздо раньше. Уже в 3-4 года ребенок способен освоить азы игры и создать себе хорошее подспорье для освоения ее тонкостей в будущем.

Современности известно немало примеров раннего освоения шахмат – с 3-4 лет. Многие выдающиеся шахматисты: А. Карпов, Х.Р. Капабланка, М.Карлсен начали свой шахматный путь еще в дошкольном возрасте.

 

Шахматы – это спорт интеллектуальный. Благодаря нему развиваются такие психические сферы ребенка, как внимание, усидчивость, упорство. Именно поэтому ребенок вырабатывает целеустремленность, выдержу и волю. Ребенок, который играет в шахматы вырабатывает также самокритичность, привыкает самостоятельно принимать решения, учит сосредотачиваться на одном виде деятельности. Такие качества очень кстати для малыша при подготовке к школе.

Основным типом деятельности и занятий с дошкольниками является игра. Именно в этом возрасте ребенок еще непосредственно заинтересовывается и включается в игровые ситуации, которые обладают для него развивающем потенциалом сами по себе. Шахматы для дошкольника должны быть прежде всего игрой! И именно в этом заключается их сила и развивающий потенциал.

Малыш должен чувствовать себя свободно, заинтересовано, ему должно быть интересно. Ребенок не должен замечать, что его обучают. Если он слишком рано включится в ситуацию обучения – это может отбить у него желание и здоровую мотивацию учебной деятельности в будущем.

Важно не требовать от него в дошкольном возрасте достижений и побед. Участие в турнирах – это полезный опыт для дошкольника, в котором ребенок научается правильно вести себя в спортивной ситуации, постепенно усваивает спортивную этику. Но излишний упор на результат может оказаться для малыша сильным стрессовым фактором и развить в нем страх поражений, и, в крайнем варианте развития событий, отбить желания играть.

Важно не ругать ребенка за поражения. В каждой игре ему необходимо ставить маленькую задачу, которую ему выполнить будет посильно – сыграть конем, вывести все фигуры, сделать рокировку. Постепенно, когда ребенок включится в игру, у него возникнет интерес к более сложным задачам.